top of page

Немного истории

Сегодня прочла "Записки юного врача" Михаила Булгакова. Очень занимательные оказались записки. Как с точки зрения литературы, так и медицины.

Перед глазами ярко вырисовался образ деревенской глубинки 1917 года, где врач обязан уметь все, по большей части хирургии, поскольку он может надеятся только на себя.

"Я должен быть спокоен и осторожен и в то же время безгранично решителен, нетруслив...

Вот настал тот день, когда я принял сто десят человек. Мы начали в девять часов утра и закончили в восемь часов вечера...

Старшая акушерка-фельдшерица сказала мне: "За такой прием благодарите трахеотомию. Вы знаете, что в деревне говорят? Будто вы больной Лидке вместо ее горла вставили стальное и зашили.

Я...прославился настолько, что под тяжестью свей славы чуть не погиб. Ко мне по накатанному санному пути стали ездить сто человек крестьян в день. Я перестал обедать...кроме того, у меня было стационарное отделение на тридцать человек. И, кроме того, я ведь делал операции. Одним словом, возвращаясь из больницы в девять часов вечера, я не хотел ни есть, ни пить, ни спать. Ничего не хотел, кроме того, чтобы никто не приехал звать меня на роды. И в течение двух недель по санному пути меня ночью увозили раз пять...

Я написал в Грачевку (уездный город - Н.К.) и вежливо напомнил, что на N-ском участке полагается и второй врач. Письмо на дровнях уехало по ровному снежному океану за сорок верст. Через три дня пришел ответ: писали, что, конечно, конечно... Обязательно...но только не сейчас....никто пока не едет...Заключали письмо некоторые приятные отзывы о моей работе и пожелания дальнейших успехов. Окрыленный ими, я стал тампонировать, впрыскивать дифтерийную сыворотку, вскрывать чудовищных размеров гнойники, накладывать гипсовые повязки..."

Когда я читала эти строки, явно представляла в каком бешеном темпе приходилось работать уездному врачу. Руководство и тогда и, думаю сейчас тоже, было бы довольно, что такой объем работ выполняет один человек. Спасало лишь то, что было меньше писанины. Когда Булгаков описывает то, как он делал анализ распространения сифилиса по деревням, он анализировал книги амбулаторного приема. Болели целыми семьями, поскольку сифилис распространялся от родителей к детям через общие миски и ложки.

"Я расточал бесчисленные кило серой мази (ртутной мази - Н.К.). Я много, много выписывал йодистого калия...

Я возмужал, я стал стал сосредоточен, порой угрюм..."

А у меня в голове после прочтения крутися вопрос: много ли изменений почти за сто лет произошло в нашей медицине? Глобально? Вопрос риторический.


Featured Posts
Проверьте позже
Когда посты будут опубликованы, вы увидите их здесь.
Recent Posts
Archive
Search By Tags
Тегов пока нет.
Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page