ЦИТАТА
http://www.apteka.ua/article/409101
Не для всех игроков Большой Фармы 2016 г. принес ощутимую выгоду с точки зрения увеличения доходов от продаж. 4 компании из указанной пятерки увеличили свой доход от продаж в 2016 г. по сравнению с 2015 г. (таблица), но значимый прирост показателя характерен только для компаний «Pfizer» и «Roche» (8 и 5% соответственно). Для «Johnson & Johnson» и «Roche» указан суммарный доход от продаж всех подразделений.
ТаблицаРейтинг крупнейших фармкомпаний по доходу от продаж на мировом рынке по итогам 2016 г. с указанием данного показателя за 2015 г.
№ п/п Компания Доход от продаж на мировом рынке, млрд дол. США
2016 г. 2015 г.
1«Johnson & Johnson» 70,89 70,04
2«Pfizer» 52,82 48,85
3«Roche» 50,11 47,7
4«Novartis» 48,52 49,41
5«Merck & Co» 39,8 39,5
«Johnson & Johnson»
2016 г. стал «выдающимся» для препарата для лечения лейкоза Imbruvica (ибрутиниб): объем его продаж в денежном выражении составил 1,2 млрд дол., увеличившись на 86% по сравнению с 2015 г. Это первый в своем классе ингибитор тирозинкиназы Брутона, который компания «Johnson & Johnson» выпустила совместно с «AbbVie». Согласно прогнозу компании «EvaluatePharma», этот препарат в 2022 г. займет 3-е место в рейтинге самых продаваемых блокбастеров для лечения онкологических заболеваний в мире с прогнозируемым доходом от продаж на уровне 8,29 млрд дол.
... в январе 2017 г. «Johnson & Johnson» приобрела швейцарскую биотехнологическую компанию «Actelion Pharmaceutical Ltd.» и за 280 дол. за акцию получила швейцарский биотехнологический портфель перспективных лекарственных средств, включающий Opsumit (мацитентан) и Uptravi (селексипаг) — препараты для лечения легочной артериальной гипертензии.
«Pfizer»
Компания «Pfizer» укрепляет свои позиции на мировом рынке: в 2016 г. объем ее продаж в денежном выражении увеличился на 5% (2,2 млрд дол.) по сравнению с 2015 г. и достиг 48,1 млрд дол.
Важную роль в этом сыграл ряд продуктов: препарат для лечения рака молочной железы Ibrance (палбоциклиб), противоэпилептическое средство Lyrica (прегабалин), антикоагулянт Eliquis (апиксабан), препарат для лечения артрита Xeljanz (тофацитиниб) и для избавления от никотиновой зависимости Chantix (варениклин). Суммарно за рассматриваемый период объем их продаж в денежном выражении увеличился более чем на 2,8 млрд дол.
Палбоциклиб продемонстрировал «взлет» дохода от продаж с 723 млн дол. в 2015 г. до 2,14 млрд дол. в 2016 г. Компания предполагает, что в будущем этот продукт будет приносить больше прибыли, поскольку врачи станут назначать его более широкому кругу пациентов.
В августе 2016г.она приобрела компанию «Medivation», которая была лакомым куском для многих игроков Большой Фармы. Заключив соглашение о покупке, компания «Pfizer» получила права на препарат для лечения рака предстательной железы Xtandi (энзалутамид).
Перед этим «Pfizer» приобрела «Anacor Pharmaceuticals» и заполучила права на потенциальный блокбастер для лечения экземы Eucrisa (крисаборол), одобренный регуляторными органами США в декабре 2016 г.
«Roche»
Компания «Roche» получает стабильный доход от успешного портфеля онкологических блокбастеров, таких как Avastin (бевацизумаб), Herceptin (трастузумаб) и Rituxan (ритуксимаб). По сравнению с 2015 г. доход от продаж на мировом рынке этой швейцарской компании увеличился на 4% в 2016 г., а чистая прибыль — на 7% (9,8 млрд дол.). Аналитики компании рассчитали, что в 2017 г. рост объема продаж сохранится на этом уровне. Главный исполнительный директор Северин Шван (Severin Schwan) предполагает, что в будущем главной движущей силой фармацевтического производителя станут инновации.
Новые продукты «Roche», такие как Perjeta (пертузумаб) и Kadcyla (трастузумаб эмтанзин), предназначены для лечения агрессивного метастазирующего рака молочной железы. Фармацевтическая компания протестировала их комбинации с проверенными временем препаратами. В случае успеха такой подход может стимулировать продажи как более ранних, так и новых лекарственных средств.
Применение комбинации Herceptin и Perjeta увеличило доход от продаж этих продуктов. В 2016 г. объем продаж первого препарата в денежном выражении увеличился на 4% (до 6,7 млрд дол.) по сравнению с 2015 г., а второго — на 26% (до 1,8 млрд дол.), что позволило ему занять 4-е место в рейтинге продуктов компании «Roche» по доходу от продаж за 2016 г. Для препарата Kadcyla этот показатель повысился на 7% (до 821 млн дол) за указанный период.
Tecentriq (атезолизумаб) от «Roche» — первый продукт, разработанный компанией в сфере иммунологической онкологии. Есть мнение, что доход от продаж препарата «взлетит» в ближайшем будущем, так как Tecentriq в октябре 2016 г. получил одобрение Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (U.S. Food and Drug Administration — FDA) для лечения немелкоклеточного рака легкого. Ранее препарат был одобрен для лечения уротелиальной карциномы — наиболее распространенной онкопатологии мочевого пузыря.
Компания «Roche» в 2016 г. запустила 4 новых препарата и 9 диагностических тестов, и в 2017 г. ожидает получения некоторых ключевых разрешений контролирующих органов, включая одобрение Ocrevus (окрелизумаб) — потенциального препарата для лечения рассеянного склероза, который может стать самым перспективным лончем в 2017 г.
«Novartis»
В результате масштабного обмена активами (в объеме 25 млрд дол.), «Novartis» продала свое ветеринарное подразделение («Novartis Animal Health») компании «Eli Lilly», а вакцинный бизнес — «GlaxoSmithKline» в обмен на некоторые онкологические активы британского фармацевтического производителя. Сделки были проведены в рамках того, что швейцарская компания сфокусировалась в основном на лекарственных средствах для лечения онкологических заболеваний.
Осенью компания «Novartis» добилась для молекулы LEE011 приоритетного рассмотрения FDA. Это вещество также известно как рибоциклиб и может составить конкуренцию Ibrance — известному продукту компании «Pfizer» в области онкологии. Аналитическая компания «EvaluatePharma» рассматривает рибоциклиб как перспективный лонч года, а его прогнозируемый доход от продаж в 2022 г. исчисляют в 1,6 млрд дол.
Генеральный директор компании «Novartis» Джо Джименес (Joe Jimenez) утверждает, что биосимиляры в будущем станут ключевой движущей силой увеличения дохода компании. В августе 2017 г. ожидают одобрения FDA для биосимиляра Enbrel (этанерцеп), ингибитора фактора некроза опухоли производства компании «Amgen». «Novartis» планирует выпускать биосимиляры препаратов Humira (адалимумаб, «AbbVie»), Rituxan (ритуксимаб, «Biogen») и Remicade (инфликсимаб, «Johnson & Johnson») в ближайшем будущем.
Д. Джименес также ожидает увеличения доходов компании благодаря новым продуктам, например, Cosentyx (секукинамаб), препарату для лечения псориаза. Он получил статус блокбастера в 2016 г., достигнув объема продаж в денежном выражении в размере 1,1 млрд дол.
«Merck & Co»
Компания «Merсk & Co» в 2016 г. увеличила свои доходы на мировом рынке на 1% по сравнению с 2015 г. и смотрит в будущее с оптимизмом. Для нее важной контрольной точкой стало то, что в 2016 г. препарат Keytruda (пембролизумаб) получил статус блокбастера с уровнем дохода от продаж 1,4 млрд дол. — это большой прорыв по сравнению с доходом 566 млн дол. в 2015 г. Препарат составил конкуренцию Opdivo (ниволумаб), продукту компании «Bristol-Myers Squibb».
Компания смогла увеличить мировой доход от продаж Januvia (ситаглиптин) в 2016 г. по сравнению с 2015 г., что стало важной победой, поскольку интенсивная конкуренция среди препаратов для лечения сахарного диабета ударила по прибыли некоторых конкурентов. За указанный период объем продаж Januvia в денежном выражении увеличился на 2%, достигнув 6,1 млрд дол.
Вакцина против вируса папилломы человека Gardasil стала еще одним успешным продуктом компании «Merсk & Co». Франшиза обусловила двукратный прирост дохода от продаж вакцины: за 2016 г. показатель повысился до 2,17 млрд дол.
Входя в 2017 г., компания считает, что ее рентабельность повышается, и это приведет к увеличению чистой прибыли на 1 акцию. В 2016 г. в США этот показатель составил 2,04 дол., а его диапазон в 2017 г. исчисляют как 2,47–2,62 дол.
После оглашения финансовых итогов 2016 г. компания «Merсk & Co» заявила о том, что кандидат в препараты для терапии ВИЧ — доравирин — показал значительный успех в III фазе клинических исследований и после выхода на рынок сможет стать достойным конкурентом препарата Prezista (дарунавир) компании «Johnson & Johnson».
Итоги
Крупные фармацевтические компании обладают значительным потенциалом для балансировки в сложных условиях на мировом рынке благодаря широкому продуктовому портфелю. В 2016 г. игроки Большой Фармы делали ставки как на проверенные и инновационные препараты, так и на разработку биосимиляров, вкладывали инвестиции в разработку продуктов в новых для себя сферах медицины, например, иммунологической онкологии, обменивались активами и пополняли продуктовые портфели, чтобы увеличить доходы от продаж в будущем.
Ирина Симончук По материалам www.fiercepharma.com, www.novartis.com, www.jnj.com, www.roche.com, www.pfizer.com, www.evaluategroup.com