ВАКЦИНАЦИЯ: врачи и родители
"Для защиты детей от опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний, на ранних этапах их жизни, РЕКОМЕНДУЕТСЯ проводить своевременную и регулярную вакцинацию. Однако новое исследование показывает, что родители все чаще оказывают давление на врачей, с целью отложить вакцинацию на более поздний срок, или вовсе отказаться от части вакцин, а врачи все чаще поддаются этому давлению.
Группа ученых во главе с Dr. Alison Kempe, профессором педиатрии из США, опубликовала свои результаты в журнале Pediatrics.
В настоящее время существует 14 вакцин, рекомендованных Центром по контролю и профилактике заболеваний (CDC) для введения всем детям в возрасте от рождения и до 6 лет. Рекомендуется, чтобы вакцины были введены детям по специально разработанной программе иммунизации, в которой для каждого возраста прописана своя комбинация прививок; это необходимо для максимально эффективной защиты детей.
Например, рекомендуется вводить вакцину MMR (против кори, эпидемического паротита и краснухи) детям в двух дозах: первую в возрасте 12-15 месяцев, а вторую в возрасте 4-6 лет.
Однако в своем исследовании профессор Кемпе и его коллеги обнаружили, что все большее количество родителей просят педиатров отложить вакцинацию их детей, подвергая своих и чужих детей повышенному риску заражения управляемыми инфекциями.
В рамках своего исследования авторы отправили анкеты по электронной почте 815 педиатрам и семейным врачам, в период с июня по октябрь 2012 года.
Анкета содержала вопросы о том, как часто родители детей первых двух лет жизни просят врачей отложить прививку, которая подошла по возрасту, и о том, как обычно реагируют эти врачи на подобные запросы.
Из 534 (66%) педиатров и семейных врачей, которые заполнили эту анкету, 93% сообщили, что они получали такие запросы от родителей хотя бы иногда, а 21% ответили, что они получают такие запросы примерно от 10% родителей.
Желание родителей отложить вакцину, по данным опроса, обычно связано со страхом перед краткосрочными и долгосрочными осложнениями вакцинации, например - перед аутизмом, а также предположении, что их ребенок вряд ли заболеет той инфекцией, от которой защищает вакцина.
Несмотря на то, что 87% респондентов признают откладывание иммунизации фактором риска заражения управляемой инфекцией, 84% из них сообщили, что они "часто/всегда" или "иногда" соглашались изменить график вакцинации в угоду желанию родителей.
Около 82% респондентов считали, что создание "поблажек" при вакцинации ребенка позволит им построить доверительные отношения с родителями, и несмотря на это 80% ответили, что если врач откажется вносить удлиняющие коррективы - родители, скорее всего, прекратят настаивать на дальнейшем откладывании вакцинации.
Большинство педиатров и семейных врачей сообщили, что знают о современных стратегиях, рекомендованных для врачей при работе с полными или частичными антипрививочниками, но считают эти стратегии неэффективными.
Доктор Кемпе и его коллеги считают, что результаты их исследования вызывают определенные опасения, и отражают общую тенденцию, которая может привести к значительному снижению охвата вакцинами детского населения. Это увеличивает риск заболевания детей и других уязвимых групп населения - например, пожилых людей, теми инфекциями, которые вполне можно было предотвратить.
Авторы добавляют:
"Практически все врачи, работающие с детьми, сталкиваются с запросами об отсрочке вакцинации, и несмотря на очевидные риски этого, большинство из них соглашается на такие просьбы. У врачей есть много стратегий ведения диалога с родителями, опасающимися вакцинации, но все они малоэффективны. Необходимо принимать меры, направленные на укрепление позиции врачей первичного звена здравоохранения".
Ученые считают, что необходим также комплекс образовательных мероприятий, который давал бы адекватную информацию о безопасности и эффективности современных вакцин, и был бы направлен, в первую очередь, на семьи, ожидающие появление ребенка. Основным плацдармом для таких кампаний могли бы стать, например, социальные сети и СМИ."